Возвращение родных имен
20 декабря 2024 года Кировская городская дума приняла решение возвратить исторические названия нескольким улицам г. Кирова. С 1 июля 2025 года улица Карла Маркса снова станет Владимирской, Урицкого – Успенской, Володарского – Никитской, Дерендяева – Всесвятской, Розы Люксембург – Морозовской.
Все эти названия появились в глубокой древности, когда столица Вятской земли называлась Хлыновом. Тогда улицы в нём начинались на площади старого торга, за современным Спасским собором, и веером расходились в разные концы города. В 1780 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Хлынов был переименован в Вятку, и в городе была введена новая регулярная планировка. Тем не менее, городские власти постарались сохранить старые названия, так как они возникли не на пустом месте и были неразрывно связаны со святынями и историей города. Поэтому, хотя улицы Вятки и получили новые направления, но сохранили прежние имена.
Так было до осени 1918 года, когда в дни «красного террора» новая власть переименовала все улицы и так одним росчерком пера перечеркнула несколько столетий истории, разорвав связь времен и поколений, навязав жителям города совсем другие идеалы, нередко прямо противоположные тому, чем жили и что ценили предки вятчан. Поскольку каждое из названий улиц служило не только формальным ориентиром для записи номеров домов и фамилий их владельцев, но также объединяло горожан вокруг определённых ценностей, задавая вектор развития их судеб и будущего самого города.
Как это произошло? Давайте проследим на конкретных примерах.
Улица Владимирская была названа в честь Карла Маркса. Прежнее название было дано ей по имени церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери – одной из главных святынь России. Эта церковь-красавица была возведена в начале XVIII века, находилась вблизи перекрестка с улицей Стефановской (Молодой Гвардии) и после переименования Вятки в Киров была разрушена. Сегодня рядом с тем местом находится центр «Практикум», бывший кинотеатр «Октябрь». Для всех христиан жизнь Божией Матери – пример любви к Богу и ближнему, которая не знает границ и объединяет людей независимо от их происхождения или достатка. В то время как учение Карла Маркса о классовой борьбе, наоборот, разделяет и противопоставляет друг другу различные общественные группы. Оправдывает революционное насилие, разбои и грабежи, экспроприации и террор неизбежностью классовой борьбы.
Улица Успенская, также посвящённая жизни, служению и Успению Божией Матери, была названа в честь Моисея Соломоновича Урицкого, председателя Петроградской Чрезвычайной комиссии (ЧК), который, по словам самих революционеров, стал в этом городе «воплощением большевистского террора». Справедливости ради следует сказать, что в отличие от своих московских коллег Урицкий старался избегать практики взятия заложников и массовых расстрелов. За что заслужил от наиболее ретивых революционеров обвинения в «мягкотелости», на которые отвечал: «Ничуть я не мягкотелый. Если не будет другого выхода, я собственной рукой перестреляю всех контрреволюционеров и буду совершенно спокоен. Я против расстрелов потому, что считаю их нецелесообразными. Это вызовет лишь озлобление и не даст положительных результатов». 30 августа 1918 года Урицкий был убит Леонидом Каннигесером, отомстившим за смерть своего друга. Комментируя это убийство, «Красная газета», официальный орган Петросовета, писала: «Убит Урицкий. На единичный террор наших врагов мы должны ответить массовым террором… За смерть одного нашего борца должны поплатиться жизнью тысячи врагов». Что и произошло – в первые два дня после убийства Урицкого в Петрограде были расстреляны 512 человек. Дальше – больше.
Тогда же, летом 1918 года, в Петрограде был убит Моисей Маркович Гольдштейн, более известный по псевдониму «В. Володарский», в честь которого была названа улица Никитская. Володарский являлся комиссаром печати, пропаганды и агитации и на этом посту руководил цензурой и репрессиями против оппозиционной прессы. Убийство Володарского вызвало новый виток массовых арестов и расстрелов в Петрограде.