Роман Голованов: В Самаре установили памятники чертям
В Самаре установили памятники чертям
Мне прислали письмо от уважаемых людей, которые в ужасе от арт-объектов в Самаре. Туристическим кодом города были выбраны шишиги. Кто же это такие? Во владимирских и ивановских говорах шишигой называют разных представителей нечистой силы, а также знающихся с нечистой силой.
Этнограф Иосаф Железнов, опираясь на уральские предания, приводил пример того, что атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков полезным колдуном и имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их.
В фольклоре финно-угорских народов шишигой чаще всего представлялась устрашающего вида лохматая женщина с крючковатыми конечностями, норовившая в ночное время напасть на случайного прохожего или защекотать до смерти купающихся в водоёме людей.
Среди самарцев, подписавших обращение против памятников бесам: краевед и библиограф Александр Завальный, профессор, доктор филологических наук, специалист в области мифологии и фольклора Ирина Саморукова, кандидат исторических наук, доцент СГИК Тамара Ведерникова и другие известные эксперты.
Мы сами втягиваем беснование в наши города. Недавно на Вятке установили Велесовы ворота получилась дорога в ад. Неоязыческая чушь, которая должна вернуть тебя к вере предков. Теперь эти памятники бесам, которые должны превратиться в код Самары.
И какой это культурный код? В традиции русских православных людей не было места поклонению бесам. Наоборот, нечистая сила всегда была врагом. А не объектом поклонения.
Сейчас Великий пост. И мы читаем такие строки из Исайи: и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их. И преклонился человек, и унизился муж, и Ты не простишь их.
Прямо про нас. Сами поставили идолища. А потом будем плакать, почему Он не милует нас.