В России ежегодно более 500 000 граждан сталкиваются с некачественной медицинской помощью, и в большинстве случаев пациенты остаются безмолвными. Напрямую заявляет Росздравнадзор: по итогам 2024 года более 150 000 жалоб пациентов остались без ответа. Более 70% людей даже не пытаются жаловаться, считая это пустой тратой времени на взаимодействие с системой здравоохранения. Однако это не значит, что у пациентов нет прав.
В данной статье рассматриваются основные способы восстановления прав пациентов, пути получения компенсации за некачественное лечение и действующие цифровые инструменты, которые упрощают процесс обращения за помощью. Разобраться в том, как действовать при возникновении проблем со здоровьем, важно всем.
Эффективные пути защиты прав пациентов в 2025 году
Законодательство Российской Федерации охраняет права пациентов, что заверяется рядом ключевых актов, включая Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Он устанавливает основные права, такие как:
- Право на качественную помощь — медицинское обслуживание должно соответствовать современным стандартам и научным рекомендациям;
- Право на получение информации — пациенты имеют право на доступ к данным о своём здоровье;
- Право на выбор врачей — пациенты могут выбрать медицинскую организацию.
Важное новшество 2025 года: обязательство предоставлять второе мнение пациентам в рамках ОМС при планировании серьезных процедур и диагнозов. Теперь каждый может подстраховать себя от возможных ошибок.
Жалобы на некачественные медицинские услуги: как действовать
Перед обращением в официальные инстанции следует составить детальную претензию, отправив её руководству медицинской организации. В ней необходимо указать такие сведения, как:
- реквизиты медицинского учреждения;
- собственные данные и датировку обращения;
- описание оказанных услуг и их недостатков;
- требования о возврате средств или удовлетворении иного требования.
Не меньше важен и срок рассмотрения обращения — он составляет 10 рабочих дней. Если ответ не удовлетворяет или его нет, выход один — обращаться в страховую компанию или надзорные органы.
Куда жаловаться? На кого полагаться?
Если речь идет о медицинских услугах, оказанных в рамках обязательного медицинского страхования, лучше всего действовать через страховую компанию. Она несет ответственность за защиту прав застрахованных граждан, вправе проводить экспертизу качества медицинских услуг и представлять интересы пациентов в ключевых медицинских учреждениях.
В случае проблем с платными медицинскими услугами нужно подавать жалобу в Роспотребнадзор, который защищает права потребителей. Это важно, если вы столкнулись с нарушением условий договора или отказом в возврате средств за неоказанную помощь.































