Каждый год миллионы россиян сталкиваются с проблемами возврата некачественных товаров в магазины. По данным Роспотребнадзора, каждый пятый конфликт между покупателем и магазином связан с незаконным отказом в возврате средств. Однако в 2025 году законодательство стало более строгим, обеспечивая защиту прав потребителей и усиливая их позиции в спорах с продавцами.
Законные и незаконные причины отказа
Потребителям важно четко понимать, когда магазин имеет право отказать в возврате, а когда это является нарушением закона:
- Законные основания для отказа:
- Товар надлежащего качества и не подлежащий возврату, например, парфюмерия или личные гигиенические средства.
- Истекший 14-дневный срок для возврата товара надлежащего качества согласно закону.
- Отсутствие оригинального чека, однако закон допускает использование свидетельских показаний.
- Наличие следов использования товара, которые могут считаться основанием для отказа.
- Незаконные основания:
- Отказ на основании акции, когда товар якобы не подлежит возврату.
- Позиция, что без кассового чека возврат невозможен – это нарушение закона.
- Необходимость экспертизы за счет потребителя – все расходы несет продавец.
- Указание на необходимость взаимодействия с производителем вместо продавца также неправомерно.
Пошаговая инструкция по возврату денег
Если возникла необходимость вернуть деньги, следуйте четкой инструкции:
Согласно закону, если спора о качестве нет, деньги должны быть возвращены в течение трех дней; при конфликте – в десятидневный срок с момента проведения экспертизы.
Действия в случае отказа
Если магазин игнорирует вашу претензию, у вас есть возможность подать жалобу в Роспотребнадзор или обратиться в суд. Последний вариант является наиболее эффективным для возврата денег и получения компенсации. В суде вы можете требовать возврат полной стоимости товара, неустойку за каждый день просрочки и даже моральный вред.