Ситуация с зарплатами учителей в России в 2025 году достигла тревожной отметки. По данным независимого профсоюза «Учитель», в 90% российских регионов педагоги получают оклады ниже установленного минимума — 22 440 рублей. Это обстоятельство вынуждает многих учителей полагаться на дополнительные нагрузки и надбавки, что, в свою очередь, приводит к профессиональному выгоранию и ухудшению качества образовательного процесса, сообщает Дзен-канал "Юридический навигатор: от прав к решениям".
Шокирующие факты о зп учителей
Проблема с зп педагогов не ограничивается одним регионом и носит системный характер. Уровень окладов варьируется от абсолютно неприемлемого до высококвалифицированного. Данные профсоюза показывают, что:
- 24 региона имеют минимальные оклады ниже 10 000 рублей;
- В 46 субъектах Федерации зарплаты составляют меньше 20 000 рублей;
- Лишь три региона, а именно Москва, Татарстан и Приморский край, могут похвастаться заработками, превышающими МРОТ.
Напротив, в некоторых случаях ситуация выглядит совершенно иначе. Например, в Москве средняя зарплата составляет 111 744 рубля, что подчеркивает существующий разрыв в оплате труда учителей в различных регионах.
Проблемы регулирования и правоприменения
Трудовой кодекс РФ гласит, что общая сумма заработной платы, включая оклад и все выплаты, должна быть не ниже МРОТ. Однако на практике многие работодатели включают доплаты за дополнительные нагрузки в общую сумму зарплаты, что идет вразрез с указаниями Конституционного суда. Это приводит к незапланированным последствиям для системы образования.
Когда бухгалтерия пытается «сверстать» зарплаты в соответствии с минимальными требованиями, за счет преподавателей часто «срезаются» законные надбавки. Так, они могут терять часть своих прав и не иметь возможности получить оплату за дополнительную работу, что только усугубляет положение.
Потенциальные решения кризиса
Министерство просвещения России, совместно с Министерством труда, разрабатывает новую, более прозрачную систему расчета зарплат для учителей. В трёх регионах стартовал пилотный проект, который предполагает разделение зарплаты на два компонента — гарантированную базовую часть и стимулирующие выплаты. Несмотря на хорошие намерения, эксперты выражают сомнения по поводу реальных изменений без соответствующего финансирования на федеральном уровне.
Лишь время покажет, сможет ли новая система улучшить непростую ситуацию с оплатой труда в сфере образования и вернуть учителям потерянное уважение и финансовую стабильность.